Виртуальная библиотека: подходы к работе в информационной вселенной

С начала 1990 годов на страницах печати стал появляться термин "виртуальная библиотека". До настоящего времени в специальной лексике данное понятие еще не обрело твердого значения и часто используется в разных смыслах. В общем же виде термин этот применяется для обозначения информационных источников, доступных через глобальные компьютерные сети, составляющие в совокупности Интернет (сеть сетей). Виртуальная библиотека таким образом не имеет единого местонахождения - ее ресурсы распределены на множестве компьютеров в разных концах света.

До недавнего времени источники Интернет были практически недоступны широким кругам российских пользователей. Сказывались компьютерная и телекоммуникационная отсталость нашей страны и сложности приемов работы с сетями. Однако с середины 1990 годов доступ к сетям значительно упростился благодаря ликвидации некоторых технологических барьеров и созданию более совершенного программного обеспечения. Ныне практически любое учреждение города средней величины, в том числе и библиотека, в состоянии подключиться к этой информационной вселенной.

Виртуальные информационные ресурсы составляют документы, представленные в виде компьютерных файлов. Это могут быть различного рода базы данных, в том числе и библиотечные каталоги; собрания текстов классических литературных произведений, популярных песен и электронные версии газет и журналов; справочники по всем странам мира или таблицы химических элементов. Информационный потенциал этой виртуальной компьютерной вселенной огромен. Уже сейчас он с трудом поддается обозрению и продолжает расширяться с головокружительной быстротой. По сути Интернет составляет мощную альтернативную инфраструктуру распространения информации, игнорировать которую сегодня уже невозможно.

Понятно, что библиотеки как информационные учреждения не могут оставаться в стороне от внедрения сетевых технологий в практику своей работы. На наш взгляд задача библиотек в этом направлении должна быть двуедина. С одной стороны библиотека обязана обеспечить читателям доступ к глобальным сетям, а с другой - предоставить свои собственные ресурсы для использования посредством сетей.

Реализация первой задачи требует решения главным образом технических проблем типа получения выделенного канала связи, установки соответствующего аппаратного и программного обеспечения, обучения штата. Оплата выделенного канала и стоимость работы в сетях пока высоки, однако эти расходы можно значительно снизить путем предоставления ряда сетевых услуг читателям (например электронной почты и доступа к группам новостей) на платной основе. Помимо этого, получив выход к базам данных Интернет, пользование которыми бесплатно, библиотеки могут отказаться от приобретения части дорогостоящих зарубежных справочников и указателей. В тоже время информационный потенциал библиотеки резко возрастет, что скажется на повышении ее роли в жизни обслуживаемого региона или предприятия.

Вторая задача связана с предоставлением библиотекой новых услуг читателям. Первым этапом может быть обеспечение удаленного доступа к своему каталогу через Интернет. Полезным будет также создание полнотекстовой базы документов наиболее интересных коллекций библиотеки (фонд редких книг, документы местной администрации, ценные краеведческие издания). По мере развития сетей библиотеки могут приступить к формированию и предоставлению во всемирное использование через систему доступа World Wide Web (Всемирная паутина) таких источников как календарь местных событий, региональный или отраслевой указатель "Кто есть кто", адресный справочник служб и предприятий области. Решение этой задачи потребует пересмотра всей структуры информационной работы библиотеки, изменение акцента с подготовки печатных пособий на создание и поддержание в актуальном состоянии электронных средств информирования.

Обретя выход в информационную вселенную, библиотеки станут активными участниками всемирной виртуальной библиотеки, неизмеримо расширят информационный потенциал за счет использования сетевых ресурсов и смогут удовлетворять интересы пользователей уже на качественно новом уровне. Уровне грядущего информационного века.

Степанов Вадим Константинович

и.о. доцента Кафедры Общего библиографоведения МГУК

15.02.96 Москва

Вернуться в список публикаций      Вернуться на первую страницу