Библиотека как учебный центр Интернет

Расширяющееся использование глобальных компьютерных сетей - одна из наиболее ярких примет последнего времени. Заметную роль в процессе распространения телекоммуникационных технологий играют российские библиотеки, открывающие доступ читателям к Интернет, благодаря нескольким крупным проектам Фонда Сороса, IREX и других организаций. Сейчас такой возможностью только в Москве обладают ВГБИЛ, ГПНТБ, ГЦНМБ, БЕН, НБ МГУ и РГГУ. На очереди подключение еще нескольких крупных библиотек среди которых ГПИБ и ЦНСХБ, а также библиотеки более 30 университетов по всей России.

При этом, исключая немногочисленные и крайне редкие точки открытого доступа, поддерживаемые различными фондами, библиотеки оказались практически единственными учреждениями, предоставляющими бесплатный доступ к Интернет. Естественно что результатом этого явился огромный наплыв читателей, приходящих в библиотеку уже не столько читать традиционные печатные издания, сколько воспользоваться электронными ресурсами глобальных сетей.

Это отрадное явление, однако, сопровождается проблемой низкой сетевой грамотности пользователей. Массив представленной в сетях информации велик и разнообразен. Десятки видов ресурсов, сотни поисковых средств, пользование каждым из которых требует наличия глубоких знаний и навыков. В результате процесс поиска и выгрузки данных неоправданно затягивается, что приводит к частому образованию огромных очередей из желающих поработать в сетях.

Сама ситуация подталкивает библиотеки к налаживанию обучения читателей методам работы в Интернет. Такое обучение в некоторых библиотеках осуществляется в форме постоянного консультирования читателей сотрудниками библиотеки в ходе работы в сети. Иногда проводятся занятия и в форме традиционных лекций, однако их тематика обычно ограничивается самыми начальными темами и не дает зримого результата. При огромных временных затратах, - на индивидуальных консультациях приходится пересказывать одни и те же вещи много раз за день разным пользователям, и без донесения до пользователей целостной картины того, что представляют собой глобальные сети, эффективность такой подготовки минимальна. На наш взгляд, ни путем индивидуальных консультаций, ни путем обзорных лекций невозможно достичь качественного изменения сетевой грамотности читательской массы.

Сложившееся положение явственно подталкивает библиотеки к переходу к групповому обучению пользователей по системе учебных курсов. Суть этого подхода заключается в организации систематической подготовки читателей для работы в глобальных сетях, опирающейся на продуманную программу, расписание занятий и прочие атрибуты традиционного учебного процесса. Функционировать такие курсы вполне могут как на бесплатной, так и на коммерческой основе, тем более, что в России пока еще крайне мало учебных центров по работе в Интернет, а поток желающих обучиться среди посетителей библиотек будет только нарастать.

В ГПИБ в рамках проекта “Открытая Web-мастерская”, спонсируемого IREX, проводится обучение пользователей по подобной системе. Программа курсов включает следующие разделы:

  1. Возникновение и развитие глобальных компьютерных сетей. Принципы работы сетей. Подключение к Интернет.
  2. Основные приложения Интернет: общая характеристика. Всемирная паутина - World Wide Web.
  3. Программное обеспечение для работы в Интернет.
  4. Средства поиска информации в Интернет.
  5. Библиографические и справочные ресурсы в Интернет.
  6. Полнотекстовые ресурсы в Интернет.
  7. Российские ресурсы в Интернет.

Занятия проводятся два раза в неделю по три академических часа каждое. Помимо этого пользователям могут быть могут быть предложены специальные тематические блоки из 1 - 2 занятий, посвященные углубленному изучению определенной части ресурсов (например, в области образования) или более основательному освоению методики работы с конкретными приложением сетей (FTP, Usenet и т.д.).

Задача обучения пользователей встанет скоро перед очень многими библиотеками и ГПИБ готова поделиться накопленным в данной области опытом. Сам же процесс расширения консультативных и образовательных функций библиотеки по нашему мнению является глобальной тенденцией, являющейся следствием постепенного перевода информации в электронную форму с виртуальным доступом. Пользование этими ресурсами сопряжено уже не столько с процессами их физического приобретения, обработки и предоставления читателям, сколько с умением быстро найти требуемые данные в электронной вселенной. В этих условиях функция обучения и консультирования читателей при работе с виртуальными источниками будет занимать все более значительное место в работе библиотек. И к этому надо быть готовым заранее.

Вернуться в список публикаций      Вернуться на первую страницу


Last Updated: Saturday, January 04, 1997