Изучение глобальных информационных сетей в системе подготовки библиотечных работников

Стремительное развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий в последние десятилетия привели к формированию качественно иной информационной инфраструктуры именуемой глобальные информационные сети. Гигантский рост числа находящихся в пользовании компьютеров с одновременным повышением их мощности, расширение и увеличение пропускной способности каналов связи, увеличение объема информации, доступной в сетях, создание программных продуктов, облегчающих ее поиск и получение, сделали сети неотъемлемым фактором информационной деятельности и по сути привели к формированию феномена всемирной информационной вселенной без каких-либо границ в пространстве (Интернет).

Информационный потенциал этой вселенной и количество ее участников возрастает с каждым днем и сегодня игнорировать ее существование уже невозможно. Естественно, что библиотеки как информационные учреждения не могут оставаться в стороне от использования открывающихся возможностей и ныне скорейшим образом адаптируют сетевые технологии. К настоящему времени в большинстве российских областных и крупных научных библиотеках уже применяются такие приложения как электронная почта, подписка на группы новостей по интересам, на очереди осуществление доступа к удаленным информационным источникам посредством Telnet, Gopher и WWW.

Поскольку работа с сетевыми информационными источниками приобретает все более важное значение в работе библиотек, библиотечные факультеты вузов культуры должны обеспечить соответствующую подготовку студентов в данной области. На наш взгляд, структура и содержание такой подготовки может быть представлена следующим образом.

Первый этап - общее ознакомление с технологическими основами, структурой и принципами организации глобальных компьютерных сетей, изучение специальной терминологии и первичный анализ сетевых приложений: электронной почты, BBS (электронной доски объявлений), групп новостей по интересам, протокола передачи файлов (FTP), программ Telnet, Gopher, WWW и средств навигации в них. На этом этапе студенты должны освоить главные правила работы в сетях: команды входа/выхода в различных приложениях, методы перемещения из одной программы в другую, способы нахождения требуемых сведений (например электронных адресов отдельных лиц или баз данных). Как правило такая подготовка может осуществляться силами специалистов-информатиков или же наиболее квалифицированных преподавателей других кафедр библиотечных факультетов, знакомых с сетевыми технологиями. Проходить ее должны все студенты факультета на старших курсах, поскольку обучение сетевым технологиям более эффективно, когда слушатели уже имеют четкое представление о традиционных ресурсах и обладают прочными навыками работы с компьютером.

Вторым и наиболее важным этапом является освоение различных приложений Интернет для непосредственного получения информации. Главный акцент в данном случае делается на использовании программ Telnet, Gopher и особенно оболочки WWW для осуществления доступа ко всему спектру информационных источников (базы данных, электронные справочники, серверы различных организаций по всему миру и др.). Студенты должны иметь представление обо всей палитре информационных ресурсов Интернет, освоить методику поиска необходимых сведений в наиболее фундаментальных базах данных (например в электронном каталоге Библиотеки Конгресса США), обладать навыками использования поисковых средств сетей. Этот материал возможно сосредоточить в отдельном курсе, преподаваемом для студентов всех специализаций и читаемом на кафедрах, традиционно занимающихся справочно-библиографической работой библиотек.

Дальнейшее, наиболее детальное изучение возможностей Интернет, можно вести в курсах отраслевых информационных ресурсов, где электронные источники, доступные через сети, будут анализироваться наряду с традиционными указателями и справочниками.

Непременным условием возможности изучения глобальных информационных сетей является подключение к Интернет. В ближайшее время это должно стать обязательным требованием для всех вузов культуры России. Наличие выхода в информационную вселенную позволит им идти в ногу со временем и повысит в целом престиж библиотечного образования.

Степанов Вадим Константинович
и.о. доцента кафедры Общего библиографоведения МГУК

Москва 12.12.95

Вернуться в список публикаций      Вернуться на первую страницу