Работа с Интернет как продолжение библиотечной профессии

То, что развитие глобальных компьютерных сетей во многом меняет роль и функции библиотек - вещь хорошо известная, ставшая уже почти аксиомой. Однако отношение к Интернет со стороны библиотекарей-практиков пока еще далеко от адекватного восприятия его возможностей. С начала 1996 года в Государственной публичной исторической библиотеке, впервые в российской практике, начата специализированная подготовка сотрудников библиотек для работы с информационными ресурсами глобальных сетей. Используя возможность свободного доступа к Интернет, полученного благодаря совместному проекту с IREX "Общедоступная Web-мастерская", Отдел автоматизации ГПИБ проводит регулярные занятия с сотрудниками библиотек, стремясь стимулировать использование потенциала сетей в библиотечной практике. Краткий анализ результатов этой работы отражен в настоящем материале.Русскоязычные поисковые системы в Интернет.

Определяющим моментом построения занятий явилось отношение к обучению работе с Интернет как к продолжению библиотечной профессии. По этой причине был выбран вариант углубленного изучения глобальных сетей, необходимый специалистам, профессионально работающим с информационными ресурсами.

Программа обучения включает ознакомление со всеми главными приложениями Интернет, такими как группы новостей по интересам, Telnet, Gopher, FTP, WWW. Однако главное внимание уделяется выработке умения находить и извлекать информацию из сети, а также освоению электронной почты, как обязательного инструмента общения в электронной вселенной. При этом теоретическая часть программы занимает небольшое место, главное же аудиторное время отдается выработке практических навыков.

С самого начала следует учитывать, что при освоении Интернет большинство слушателей испытывает сложности при работе с англоязычным меню и совершенно незнакомыми и каждый раз новыми интерфейсами различных серверов. Порой это порождает растеренность и даже нежелание работать с сетями. Эта проблема, однако, быстро снимается по мере привыкания к сетям и осознания их колоссальных возможностей.

Общее ознакомление с ресурсами Интернет логичнее всего начинать с демонстрации универсальных поисковых систем типа Yahoo, Lycos, Alta Vista и других. Их анализ позволяет получить достаточно полное представление о всем универсуме имеющейся в сети информации и наметить общие пути ее поиска. На этом этапе слушатели осваивают программу-броузер Netscape Navigator 2.0, овладевают навыками работы с гипертекстом и психологически привыкают к возможности беспрепятственного скольжения по глобальной сети без границ и расстояний. Завершается начальный блок характеристикой отдельных приложений Интернет (Usenet, FTP, Gopher, Telnet).

Следующий этап предполагает детальное изучение справочных и библиографических ресурсов Интернет, которые представляют главный интерес для библиотечного обслуживания. Естественно, что наибольший интерес вызывает обращение к базам данных и, прежде всего, к электронным каталогам зарубежных библиотек, которые библиотечные работники закономерно рассматривают как возможный инструмент своей работы. Изучению основных характеристик каждого конкретного каталога необходимо посвящать как минимум целое занятие, поскольку все они имеют очень большую специфику в функциях и предоставляемых возможностях. Оптимальным является подробное знакомство по крайней мере с 2 - 3 вариантами наиболее типичных поисковых систем с целью отработки на них общей методики поиска и выгрузки библиографических записей. Это позволяет вцелом освоить общую методику работы с электронными каталогами в режиме удаленного доступа. Наиболее же ценными источниками для выработки навыков, как показал опыт, являются каталоги Библиотеки Конгресса США и Гарвардского университета, а также единственная библиографическая база данных универсального профиля UnCover. Для знакомства со справочными ресурсами Интернет предпочтительны Ежегодники ЦРУ США и энциклопедии Смитсониевского института.

Заключительным этапом обучения является освоение способов предоставления в Интернет собственной информации библиотек. В его рамках изучается методика создание Web-страниц, которые на сегодня представляют собой наиболее распространенный вид презентации информации в сетях. Данный раздел естественно необходим лишь сотрудникам, непосредственно связанным с эксплуатацией сетевых ресурсов библиотеки, а также руководителям, принимающим решения относительно того какие сведения могут и должны быть представлены для всеобщего пользования.

Полученная подготовка позволяет специалистам библиотек значительно активизировать свою непосредственную работу за счет использования возможностей Интернет. Применение электронной почты взамен обычной переписки или факсимильной связи в огромной мере повышает оперативность и одновременно удешевляет деловое общение с партнерами. Информационные ресурсы глобальных сетей находят широкое применение как во внутрибиблиотечных процессах (подготовка библиографических указателей, уточнение каталожных описаний, поиск литературы для комплектования и докомплектования), так и при выполнении запросов читателей. Информационная прочность библиотеки при этом возрастает в громадной степени.

Помимо чисто практических моментов, знакомство с электронной вселенной кардинально расширяет профессиональное самосознание библиотечных работников, выводит его на уровень принципиально нового понимания библиотеки как учреждения, обеспечивающего доступ всех членов общества ко всем видам информационных ресурсов. Все это закладывает основы формирования библиотекаря качественно новой формации, библиотекаря-навигатора, для которого умелое обращение с ресурсами глобальных сетей является неотъемлемым элементом профессиональной квалификации.

Степанов В.К.
канд. пед. наук

Москва - Омск 23 апреля 1996 г.

Вернуться в список публикаций      Вернуться на первую страницу


Last Updated: Tuesday, June 18, 1996